Почему мы продолжаем помнить о первой любви, сожалеть о неосуществленной мечте или невыполненном обещании, вновь и вновь прокручиваем в голове слова, которые хотели и не смогли произнести?
Ответ на эти сложные вопросы был найден почти 100 лет назад.
В 1924 году, на отделении психологии философского факультета Берлинского университета, было совершено научное открытие, которое получило название "эффект Зейгарник".
Блюма ЗейгарникПсихолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.
Представьте себе, что вы участник научного эксперимента, который проводит молодой психолог Блюма Зейгарник. Кроме вас в опыте участвуют 164 человека - студенты и преподаватели университета.
1. Вам дают задание слепить собачку из пластилина.
Вы начинаете ее делать, но не успеваете приладить хвост, как психолог отбирает у вас незаконченную фигурку.
2. В другой раз вы склеиваете цветок из бумаги, и вам дают завершить работу.
На протяжении нескольких недель вы делаете 22 поделки. Все они - как законченные, так и прерванные,- отбираются и прячутся в стол.
3. В конце опыта вас просят припомнить свои изделия.
Оказывается, что недоделанная собачка помнится гораздо лучше, чем завершенный цветок. Его вы вспомните в последнюю очередь или не вспомните вовсе.
В результате экспериментов было доказано, что незавершенные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные.
Именно эта особенность нашей памяти получила название "эффект Зейгарник".
● Суть в том, что в начале любого действия мы ощущаем напряженность.
● Когда дело окончено, напряженность проходит.
● Но если работа не завершена, напряжение сохраняется, а вместе с ним остаются воспоминания.
Эффект прерванного занятия обладает очень сильным воспитательным моментом.
● Чтобы приучить, к примеру, новобранцев в армии вовремя завершать обед и вовремя ложиться спать, их без всякой жалости поднимают из-за стола, не дав доесть, и будят посреди ночи.
Идеи Блюмы Зейгарник нашли применение в теории рекламы.
● Чтобы товар запомнился, рекламное объявление должно содержать недоговоренность, создавать напряжение.
● Избавиться от напряжения можно только одним способом - сделав покупку.
Обратите внимание: сейчас в рекламе почти не используются просто красивые образы. Красота совершенна, поэтому она не задевает глубоких эмоций.
● А вот язвительная насмешка, острота запоминаются, возвращают к объекту, вызывая сильные чувства - удивление, возмущение, раздражение.
То же самое происходит в искусстве.
● Большинство голливудских фильмов с традиционным хэппи-эндом стираются из памяти тотчас по окончании титров, зато ленты с неожиданным финалом или вовсе без развязки помнятся долгие годы.
В жизни и политике.
● Нераскрытые убийства президентов и знаменитостей будоражат умы следующих поколений, тогда как раскрытые преступления забываются уже через несколько лет.
Если вы хотите воспользоваться эффектом Зейгарник в личных целях, то
●Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.
Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач
● Не рассказывайте любимому человеку всех своих тайн. Оставайтесь для него некоторой загадкой. Пусть между вами всегда будет немножко недоговоренности.
Свежие комментарии