Обряды и ритуалы всегда вызывали большой интерес у людей, даже у тех, кто вплотную не занимается ими, а только наблюдает со стороны. А для людей верующих в ритуалы, с самосознанием в потусторонние силы, такие обряды являются даже символом каких-то социальных отношений. Лично я в своей жизни мало принимала участия в таких мероприятиях, но всегда относилась с уважением к людям, кто верует по настоящему, без притворства.
Знает и соблюдает правила и когда такой обряд оправдан какими-то обстоятельствами, когда это может быть даже вынужденная мера. Сегодня хочу поделиться очень интересной информацией, касающейся старинного обряда и называемого «перепеканием младенца». В этой связи сразу же возникает образ Бабы-Яги из славянского фольклора, которая посадила Иванушку на лопату и хотела отправить его прямиком в печь. Удивительно, но считается, что злой персонаж Бабушки Яги и эта ее проделка всего лишь отголоски далеких и старинных обрядов. По сведениям этот ритуал «перепекания младенцев» очень древний, хотя и проводился еще почти до 20 в., об этом красноречиво рассказывают записки историков, этнографов. Предположительно, что древняя древняя знахарка, помогающая лечить хворых детей, постепенно и превратилась в злую Бабу-Ягу, сажающих детей в печь…).Обычно такие обряды и ритуалы совершались над слабыми младенцами, которые болели рахитом (в простонародье называемым собачьей старостью), прочими недугами, иногда этот ритуал проводился сразу же после родов и при грыжах у младенцев. При совершении обряда малыша укладывали на хлебную лопату и трижды помещали в теплую печь. Судя по описаниям, основная задача ритуала- сжигание недуга, при котором естественно произносились различные приговоры, вроде этого:
«Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!»
В этом ритуале символически отождествлялся младенец и хлеб, т.е. выпечка хлеба и рождение младенца. И, чтобы дитя избавить от недугов, происходит его «возвращение в материнское лоно», или иначе в печь, как-будто свершается рождение заново.
Печь представлялась у древних славян, как отражение вселенной в трех мирах: земного, небесного, загробного, а следовательно, как место связывающее с духами предков, помощь которых и просили знахарки, чтобы помочь слабому и больному младенцу.
Самым правильным считался вариант, когда ребенка перед этим ритуалом намазывали ржаным тестом. Тесто обязательно замешивалось только на воде, и знахарка эту воду самолично приносила ранним-ранним утром, на рассвете, из 3-х разных колодцев.
Таким образом знахарки пытались вылечить слабенького малыша, считая, что если младенец не допекся в материнской утробе, то его следует перепечь в русской печи, чтобы он непременно вырос здоровеньким. По всей вероятности русская печь на тот момент служила таким символом загробной жизни и отправление в нее больного малыша считалось временной смертью, а потом следовательно новым его рождением.
Русских печей на сегодняшний день практически нет, во всяком случае осталось очень мало. А слабые новорожденные младенцы уже получают квалифицированную медицинскую помощь в родильных домах, но в той древности весь этот процесс перепекания младенцев считался, как медицинской процедурой, так и символической. Люди верили в эти обряды и ритуалы и наверное не все малыши выздоравливали, но они были распространены и имели большое значение в те времена.
Такой древнейший ритуал был весьма распространенным у многих народов, как средство излечения бытовало в Восточной Европе, в Поволжье, у европейских народов в Польше, Венгрии, Румынии и т.д.
Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет:
«Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».
Удивительно, как время видоизменяет истинное значение какого-то события, истории, ритула, что-то умалчивает, что-то добавляет, но ничто не теряется окончательно… И даже в злом персонаже из славянского фольклора Бабушки-Яги проглядывается древний обряд, как далекий отзвук того уклада жизни, того верования и отношения к окружающему миру.
А какие обряды знаете вы?
Свежие комментарии