Большинство из нас помнят бабушкины салфетки на спинке стула, кружевные скатерти, шарфы и платки. Кружево теперь стало старомодным, те старые салфетки сейчас ценятся только коллекционерами. Редко мы видим сегодня молодую женщину, умело работающую иглами, создающую красивую вещь. Но кружева -- это всё ещё восхитительно.
Так что искусство плетения не теряется вообще.Фриволите́ (от фр.Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.
Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д. Также в технике фриволите можно изготовить различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, перчатки, маски.
История
По одной из версий, техника зародилась в восточных странах, оттуда (из колоний) попала в Англию, где получила значительное развитие. Те схемы, которые мы сейчас называем схемами "классического фриволите", были разработаны именно там. Есть мнение, что в то время кружево фриволите выполняли не челноками, а иглой, с помощью которой плели те же узлы, нанизывая их на иглу. Техника "фриволите иглой" существует и сейчас. По этой версии "фриволите челноками" появилось в XIX веке. В европейской портретной живописи XVIII века можно встретить сюжет "дама с челноком", например:
- Queen Charlotte and her daughter By Benjamin West (1738-1820), Hangs in St/Jame’s Palace, London
- Nattier Jean-Mars (D’Apres), 1685-1766, Mari-Adelaide de France, dite madame Adelaide, the Palace of Versailles
- The Duchess of Albemarle By Sir Joshua Reynolds (1723-1792), National Gallery, London
В России челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Кружева, представленные на тех портретах, это "французские кружева", выполненные в технике, которую сейчас называют "кружевом на коклюшках". Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. Первые упоминания о фриволите в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. В Россию кружево фриволите пришло, вероятно, из Франции, о чем можно судить по названию.
При работе в технике "фриволите иглой" узлы не "нанизывают на иглу", как написано выше, - это неправильное утверждение. Иглу используют вместо челнока. Делают петлю из нити и продевают в эту петлю иглу со вдетой в нее нитью. В результате получается узел. Вокруг нити, а не вокруг иглы.
Основы техники фриволите
МАТЕРИАЛЫ
Челнок
Челноки обычно имеют овальную форму. Изначально их делали из тех же материалов, что и инструменты для плетения рыболовных сетей: из дерева или кости черепахи. Они были достаточно грубыми. В XVIII веке и до конца прошлого века челноки составляли часть приданого невесты и часто делались из драгоценных материалов: золота, серебра, слоновой кости. Сегодня челноки чаще всего бывают пластмассовыми и разноцветными; невысокая цена позволяет приобретать их в большом количестве. Для плетения кружев предпочтительно иметь несколько челноков разного цвета.
У некоторых челноков внутри находится движущееся колесико — с его помощью можно быстро наматывать нить. У других есть «клюв» на одном из концов, ч то позволяет работать без крючка. Для самых требовательных и для коллекционеров существует, особенно на американском рынке, целая серия челноков самых разных форм и из самых разных материалов – от пластмассы до серебра. Для плетения кружев наиболее подходят челноки с «клювом» — помимо того что они позволяют работать без крючка, с их помощью можно также контролировать размер ширины петель, не прибегая к другим инструментам.
Крючок
Его единственной целью является соединение петель во время работы. Он должен быть очень тонким или, во всяком случае, пропорциональным размеру используемой пряжи. Какую бы модель вы ни выбрали, несомненно, вам понадобятся крючки №8,10,13.
Пряжа
Можно использовать любые нитки, имеющиеся в продаже: хлопок, шелк, лен, шерсть, синтетические и металлизированные нити,— лишь бы они были хорошо скрученными и свободно скользили. Обычно используется крученый хлопок, который обладает всеми необходимыми качествами: прочный, легко скользит и хорошо скручен. Конечно, чтобы получить легкое и нежное кружево, нужно использовать более тонкие нитки.
НАЧАЛО РАБОТЫ
Использование челнока
Челнок состоит из центрального корпуса, закрытого между двумя овальными пластинами, которые почти сходятся с обоих концов. Центральная бобина имеет отверстие, в которое нужно продеть нить, прежде чем начать ее наматывать вокруг самой бобины. Пластины челнока имеют овальную форму, удобную для работы и в то же время не дающую намотанной нити раскручиваться во время плетения кружева. Некоторые челноки снабжены подвижным колесиком вместо бобины, чтобы облегчить наматывание нити.
Как заправить челнок
Вставьте конец нити в отверстие бобины челнока, закрепите узлом и, проведя ее через края овальных пластин, намотайте нить так, чтобы она находилась внутри челнока. Желательно, чтобы нить не выходила за края, — это предохранит пряжу от пачкания и разрывов во время работы.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Вам нужно запомнить несколько терминов, обозначающих различные элементы и приемы плетения кружев. Они часто будут встречаться вам на страницах книги.
Узел: состоит из двух полуузлов, завязанных над нитью, с помощью которой будут образованы кольца и дуги.
Пико: декоративный элемент, который служит также для тою, чтобы соединять между собой кольца, дуги или одни детали кружева с другими.
Узел «Джузеппина»: маленькое колечко, созданное при помощи серии полуузлов, — его номер обычно варьируется от 8 до 12.
Кольцо: фигура, которая получается из серии узлов и пико, находящихся на нити, замкнутой в круг. Чтобы замкнуть кольцо, необходимо тянуть нить из правого челнока, протягивая ее внутри узлов, пока первый и последний узел не сойдутся вместе.
Дуга: элемент, который позволяет продолжать работу, пока не образуется другое кольцо или не закрепится пико. Если вы хотите сделать кольца внутри дуг, необходимо соединить нить с другой нитью из клубка или другого челнока.
Узел
Это основной элемент кружева, необходимый, чтобы сплести кольцо или дугу.
1. Чтобы сплести узел, закрепите нить между большим и указательным пальцами левой руки и оберните ее вокруг остальных пальцев, держа их немного расставленными; снова закрепите нить теми же самыми пальцами, образовав таким образом кольцо. Возьмите челнок тремя пальцами правой руки, стараясь держать его так, чтобы сторона, от которой наматывается выходящая из челнока нить, была развернута по направлению к мизинцу или безымянному пальцу, вокруг которого будет обернута нить.
Мизинец (или безымянный палец) играет важную роль: он должен регулировать напряжение ведущей нити.
2. Проведите челнок через кольцо, образованное нитью, обернутой вокруг левой руки, так, чтобы челнок вошел снизу и вышел сверху (то есть между указательным и средним пальцами левой руки).
Ослабьте нить кольца, сложив средний палец левой руки так, чтобы получившийся узел разместился на нити, которая образует кольцо вокруг пальцев левой руки.
3. Крепко держите между большим и указательным пальцами левой руки полученный элемент. Нить, затягивающая первый полуузел, должна проходить близко к пальцам, которые держат кольцо (т.е. к большому и указательному пальцам левой руки).
4. Сделайте вторую половину узла, зеркальную по отношению к первой, в этот раз пропустив челнок сверху вниз через кольцо.
5. Ослабьте нить кольца, чтобы полуузел находился близко к предыдущему.
6. Сделав необходимое число узлов, тяните нить из челнока, пока кольцо не закроется.
Пико
Ослабьте часть нити, прежде чем затянуть первую половину узла. Затем сделайте вторую половину узла, которая, приближаясь к предыдущей, образует как бы маленькую петельку.
Кольцо
Кольцо — это основной элемент плетения кружева фриволите. Оно состоит из серии узлов и/или пико, число которых может варьироваться. Чтобы получить кольцо, необходимо использовать челнок. Сделав узлы, потяните нить челнока в правой руке: когда нить начнет протягиваться внутри узлов, это позволит их сблизить и закрыть кольцо.
Во время плетения узлов кольцо будет постепенно сжиматься. Если вы выполняете узлы правильно, то они позволят нити челнока проходить таким образом, что у вас снова получится достаточно широкий круг, внутри которого можно будет продолжить работу.
Дуга, или арка
Сделайте серию узлов и пико так же, как для кольца. Используйте челнок с ведущей нитью и свободную нить (из клубка или намотанную на другой челнок). Вторую нить следует держать между большим и указательным пальцами левой руки и провести ее над остальными пальцами, обмотав вокруг мизинца два или три раза (чтобы закрепить ее и держать хорошо натянутой).
Соединение колец и дуг
Если при плетении колец и дуг необходимо прикрепить ту деталь, над которой вы работаете в настоящее время, к детали уже готовой, вам понадобится крючок (если только вы не используете челнок с «клювом»).
Войдите в уже существующее пико, захватите крючком и приподнимите нить в левой руке, образующую кольцо, над которым вы работаете.
Проведите в петлю челнок ведущей нити снизу вверх. Потяните нить правой рукой, чтобы затянуть узел, который должен образоваться при стягивании петли. Продолжайте работу, пока не закончите кольцо или дугу.
Узел «Джузеппина»
Это один из вариантов плетения кольца: он состоит из серии полуузлов, числом от 8 до 12, и является декоративным элементом, так же, как и пико.
Сделайте серию первых полуузлов на нити (кольце), потяните ведущую нить и закройте маленькое колечко.
Дополнительные элементы: бусинки
Бусинками можно заменить пико в кольце или в дуге, но только с декоративной целью: они должны быть нанизаны на рабочую нить перед объединением обеих нитей (рабочей нити и нити из челнока).
Постарайтесь заранее рассчитать, какая длина нити вам потребуется и сколько бусинок, каких цветов и размеров вам необходимо. Чтобы завершить работу качественно, без лишних узелков, бусинок следует взять с запасом, а нить – взять длиннее, лишнее лучше отрезать ножницами. Надставлять нить не рекомендуется, это может ухудшить внешний вид вашего кружева.
Добавляйте бусинки одну за другой во время работы над узлом или кольцом, затем затяните полуузел и продолжайте работу так же, как после выполнения пико.
При некоторых видах работ, особенно самых сложных, бусинки можно нанизывать также на ведущую нить.
РАБОТА С НЕСКОЛЬКИМИ ЦВЕТАМИ
Фриволите, по сравнению со многими другими техниками, имеет то преимущество, что во время плетения можно использовать разные цвета ниток, при этом не нужно связывать, резать, пропускать и прятать нити, которые не должны быть видны в готовой работе.
Помните, что ведущая нить (та, которую вы держите в правой руке) остается всегда спрятанной; поэтому, когда вы решаете поменять цвет, нужно поменять нить челнока («смена руки»). Добавочная нить, если она намотана на второй челнок, становится, таким образом, ведущей, и единственные узлы, видимые в кружеве, это узлы начала и конца работы (если пряжа, с которой вы работаете, закончилась, то см. раздел «Объединение двух нитей»). Для получения красивого кружева необходимо, чтобы обе пряжи имели одинаковые размеры, яркость и качество, иначе придется изменять количество узлов (увеличивать или уменьшать согласно диаметру нити). Некоторые работы, представленные в этой книге, специально были выполнены из нитей разного размера (в частности, потому, что не всегда легко найти нитки желаемого цвета и номера). Пропорции уже рассчитаны в представленных схемах. При желании поэкспериментировать вы можете свободно использовать любые типы нитей, особенно это касается
абажура, рамки для фотографии, кашпо. У вас есть возможность варьировать цвета и разнообразить в свое удовольствие все представленные в книге модели. Единственный необходимый элемент — это фантазия!
Объединение двух нитей
Работа с одним челноком позволяет делать лишь кольца, любые другие элементы работы требуют двух мотков пряжи (1 челнок и 1 свободная нить или же 2 заряженных челнока), нити из которых должны быть соединены в начале работы прочным узлом — узлом ткача или плоским узлом.
Только таким образом можно переходить посредством дуг от одного элемента к другому, не возвращаясь в исходный пункт (как это происходит с кольцами). И только таким образом можно изменить цвет в ходе работы. Если добавочная нить служит вам только для того, чтобы делать дуги, вы можете брать ее непосредственно из клубка. Чтобы приступить к кольцам, необходимо намотать ее на второй челнок. Если во время работы нить закончится, можно присоединить к ней другую, но только в начале или в конце кольца или дуги. Иначе узел, сделанный внутри работы, будет мешать нити скользить и станет слишком заметным.
Узел ткача
Этот узел служит для того, чтобы соединить в начале работы две нити разных цветов, но также он пригодится, когда закончится нить челнока или когда из-за ошибки понадобится разрезать и вновь соединить нить. Обратите внимание на натяжение: если при затягивании нитей у вас натянута только одна, то получится скользящий узел.
Начните работу справа: нить АС пересекает BD, проходя под ней. Конец А обматывается вокруг В, проходя вперед слева направо. Конец В проходит над С и А, входя в петлю, образованную концом А. Потяните одновременно нити АВ и CD, чтобы затянуть узел Плоский узел
Плоский узел – это простой узел, каким мы обычно завязываем шнурки. Только здесь вам нужно сделать его два раза подряд, и старайтесь, чтобы все четыре конца нити были одинаково сильно натянуты.
А пересекает В и оборачивается вокруг нее (первая часть рисунка). В пересекает А и оборачивается вокруг нее (вторая часть рисунка). Потяните одновременно оба конца нити А и концы нити В. Если вы сделаете это правильно, пи одна нить не должна двигаться внутри узла: этот узел сам собой не развязывается. В конце работы такой узел можно повторить два раза для большей надежности.
Крепление кружев к ткани
Шнурочный шов
Этот шов выполняется слепа направо. После предварительного достаточно плотного сметывания по следам рисунка по сметке вертикальными стежками, расположенными очень близко друг к другу, прокладывается шов.
Турецкий шов
Выполняется справа налево. Сначала делаются два горизонтальных стежка на ткани, затем переход с помощью косого стежка на несколько миллиметров вверх и снова – два других стежка, соединяющих вместе ткань и кружево. Далее снизу повторяется все сначала.
Фестончатый шов
Выполняется следующим образом: приметайте кружево к ткани короткими плотными стежками, чтобы получилась прочная основа для фестончатого шва. Внимание: кружево не должно двигаться!
Выведите иглу на лицевую сторону, чуть-чуть зайдя за край кружева, и держите нить под большим пальцем левой руки. Направьте иглу вертикально сверху вниз таким образом, чтобы, когда вы вытянете нить, получилась маленькая петелька. Следующие стежки делаются точно также, нужно только следить,
чтобы они находились близко друг к другу и нить всегда была равномерно натянута. Сметка окажется внутри фестончатого шва.
Потайной шов
Пришивайте петельки пико маленькими потайными стежками нитками того же цвета, что и кружево.
СТИРКА И ГЛАЖЕНЬЕ КРУЖЕВ ФРИВОЛИТЕ
Как и любое рукоделие, кружева фриволите требуют особого внимания в процессе стирки. Обычно используются натуральные ткани (лен, хлопок), которые выносят достаточно высокую температуру стирки, поэтому мы советуем погружать их в горячую (но не кипящую) воду с добавлением нейтрального стирального порошка.
Для очень грязных белых кружев можно использовать отбеливатели (в продаже имеются разные виды). Соблюдайте время погружения, указанное в инструкции, чтобы избежать неприятностей.
Приходятся также различные уловки, чтобы сохранить цвет окрашенной ткани или пряжи: на несколько часов положите кружева в холодную воду с добавлением уксуса, а затем хорошо прополощите в достаточном количестве воды.
При стирке в стиральной машине помните, что особенно легкие и нежные кружева следует положить в закрытую наволочку. Выберите минимальное число оборотов и не отжимайте кружево. Оставьте его суши ться в тени.
Глаженье вышитых тканей и кружев также требует маленьких уловок, которые облегчат работу:
• увлажните кружево из пульверизатора и сложите его в несколько раз;
• расстелите махровое полотенце и положите на пего кружево изнанкой вверх;
• чтобы избежать деформации кружена, приколите его булавками;
• отутюжьте кружево; если вы хотите, чтобы кружево было более плотным, побрызгайте его крахмалом;
• всегда утюжьте кружево с изнанки, следите, чтобы кольца, дуги и пико были повернуты в одну сторону;
• кроме того, при глаженье можно поправить некоторые дефекты вашей работы. Однако старайтесь не делать ошибок па этапе плетения кружева.
Из Википедии и ОТСЮДА
Свежие комментарии