Вы когда-нибудь задумывались, сколько водитель проводит времени за рулем не глядя на дорогу? Можно с уверенностью сказать, что из часа, несколько минут контроля за обстановкой во время езды водителем не осуществляется. При этом всё дело не в безответственности последнего. Просто у сегодняшних авто оснащение такое богатое, что сигналы систем автомобиля очень часто не позволяют выполнять в полной мере главную задачу водителя – управлять машиной.
Конечно, необходимо следить за соблюдением скоростного режима, контролировать показания приборов. Но не всегда большую часть внимания забирает, например — бортовой компьютер или спидометр. Расположение рычагов управления на рулевой колонке может отвлечь на несколько минут.
Несмотря на это многие ведущие автомарки размещают, к примеру, управление стеклоочистителем, кондиционером, акустической системой в различных местах. Кроме того, у каждого производителя свои особенности при использовании. Например, у Opel и BMW при переключении отсутствует фиксация положений, у Mercedes-Benz рычажок включения стеклоочистителя размещен вместе с управлением поворотниками. Кто-то не согласится и скажет, что владелец машины привыкнет со временем к данным особенностям. Однако есть весомое «НО». В наши дни люди на работе или отдыхе всё чаще используют прокатные или корпоративные автомобили. Что ни говори, но управляя авто интуитивно, водитель меньше отвлекается от дороги.
Опознать и включить
При использовании какой-либо клавиши или рычажка можно выделить две основные проблемы: опознавание и нажатие (переключение). Был проведен простой тест. За руль Hyundai Veloster и Mercedes-Benz были посажены водители с разным опытом вождения, возрастом. Кроме того, были взяты представители обоих полов. Тест заключался в движении по заранее указанному маршруту, но при этом с совершением набора одинаковых действий: включение радио, стеклоочистителя, регулировка климат-контроля и т.д. При этом основным условием было то, чтобы водителя находились за рулем указанных авто первый раз. Результаты для обработки давал контроль за движением зрачков, которое отслеживалось визором и системой видеокамер. Были получены интересные данные, о которых будет рассказано далее.
Управляй не глядя
Тест показал, что для того, чтобы зажечь противотуманные фары, необходимо в среднем около десятка секунд. При этом на зрительный поиск необходимого органа управления занимал большую часть времени. Но на это может уходить и пара минут. Так у Mercedes-Benz управление противотуманными фарами встроено в пульт управления освещением.
Теперь обратимся к цифрам… Если отвлечься хотя бы на пять секунд от дороги при скорости 70 км/ч, то «незаметно» будет преодолена сотня метров. Представьте, сколько таким образом можно проехать при скорости в 120 км/ч за то же время. Отдельное расположение рычажка управления противотуманками в Hyundai уменьшило число проблем, возникающих у водителя. Что касается стеклоочистителей, то здесь опять «отличился» Mercedes-Benz. Рычаг управления стеклоочистителями находится на том же рычаге, что и управление сигналами поворота. Но не всё так плохо и тут есть один плюс. Поиски данного органа управления не уходят за пределы зоны рулевой колонки. Поэтому риск отвлечься от дороги минимален.
Заключение!
В заключении хочется сказать, что в большинстве случаев производители на первое место ставят оригинальность, а на второе – эргономичность. Вряд ли сейчас можно найти современное авто без консоли, напичканной клавишами и переключателями. Смотрятся они интересно и красиво, но не факт, что окажутся безопасными для водителя.
Свежие комментарии