Автор рецензии: Надя Франк
Мало кому интересны пожилые люди, если это не Игги Поп или Уоррен Баффет. Стариков, которые не накопили миллионов и не стали рок-звездами, принято уважать и немного жалеть: они свое уже прожили. Владимир Яковлев, основатель «Коммерсанта», «Сноба» и профессиональный фотограф, взялся развенчать миф о том, что после 60 жизни нет.
Яковлев ездит по миру и встречается с людьми, которые после 60 бегают марафоны, покоряют горы и прыгают с парашютом. Он фотографирует героев и записывает их истории. Из этих историй получился «Возраст счастья» — огромное красочное издание с приятной версткой и отличными фото.
Я давно читаю сообщество проекта в Фейсбуке. Там регулярно появляются рассказы о том, как старички-живчики делают невероятные вещи наперекор возрасту и предписаниям врачей. Отличный заряд позитива на день. Но книга – нечто большее. Яковлев пытается разобраться, что объединяет всех этих людей. Что такого разглядели в жизни китайские монахи, деятельные европейки, подвижные американки и бывшие выпивохи из России, что сумели стать счастливыми на закате лет? Фактически Яковлев ищет формулу их счастья.
Скажу сразу: формулы в книге нет. Тут уж ищите сами. Но вот кое-что важное, что вы поймете из этой книги и что может помочь хакнуть жизнь даже не в 60 лет, а уже сейчас:
1. Продлить жизнь очень просто
Мы все мечтаем жить долго. Читаем что-то про антиоксиданты, покупаем здоровую еду и БАДы. Но есть еще один способ продлить жизнь– надо всего лишь не отказываться от нее после 60. Яковлев предлагает иначе посмотреть на этот возраст: на пенсии у вас нет обязанностей перед социумом, дети пристроены, времени полно. Можно закончить гонку за деньгами, карьерой, престижем и начать путь к счастью. Разве не об этом всю жизнь мечтаешь?
2. Никогда не поздно
Мало кто из героев книги с детства был спортсменом и комсомольцем. Путь к своим достижениям они начали уже в старости. Вот американка, которая в 70 начала карьеру юмориста. Вот новосибирские бабушки, увлекшиеся айкидо. Вот 90-летний британец, который 10 лет назад пришел в балетную студию. Начинать можно когда угодно.
3. Невозможного не бывает
Один герой книги к 72 годам набегал миллионы километров, хотя с финиша первого марафона его увезла «скорая». Другой персонаж еле передвигался на костылях, но вместо операции на суставах начал танцевать, и в свои 75 держит ритм рокабилли три часа без остановки (неслабая кардио-нагрузка).Врачи и здравый смысл запрещали, а они все равно делали. Счастливые исключения, скажете, везунчики? Но таких везунчиков в книге 50, а в базе проекта еще больше! Пора окончательно признать, что невозможное – граница, которую мы сами себе ставим.
4. Страна не играет роли
Герои из предыдущего пункта, бегун и танцор, живут в России. Это не плохая экология губит здоровье. Это не уклад жизни заставляет бабушек надевать платочки и оседать на лавках. Захотел – изменился. Все просто.
5. Главное — тело и дух
Несмотря на разный образ жизни и увлечения, все герои книги следят за питанием и развивают свой организм, кто физическими нагрузками, кто умственными (мозг – тот же орган). И все они поглощены своим занятием, влюблены в него. Можно сделать вывод, что для создания счастья работает все, что связано с увлеченностью, силой воли, способность преодолевать свои слабости и любить свое тело.
Заметили, как избито звучат заголовки пунктов? Увы, иначе на словах смысл не передать. Лучше по-настоящему проникнуться этим, познакомившись с героями книги. Вас ведь вдохновляют истории о том, как человек изменил себя в 34 года? Теперь представьте, как мотивируют те, кто делает все то же в 98!
Эта книга не для тех, кому за 60. Я бы ни рискнула подарить ее моей бабушке-домоседке – боюсь, мотивационного заряда книги для нее не хватит, и фото старушек с парашютами сработает как дразнилка. А вот родителям, которые приближаются к «роковой» возрастной черте – да! И тем, кому до «черты» лет 30 или 40 – тоже да! И вообще, это книга для молодых. Сейчас объясню.
Мы работаем, делаем ремонты, укладываемся в дедлайны и всегда ждем, что вот сейчас этот дурдом закончится и начнется жизнь. Завтра. Вот только окна новые поставим. А потом отчетность за квартал – и завтра сразу жизнь на полную. Но когда это «завтра» приходит, мы называем его пенсией и отказываемся от полной жизни.
«Возраст счастья» — о том, как прожить это «завтра». А еще о том, какие ценности истинные, и что хорошо бы найти им место в жизни уже сегодня, но, в целом, никогда не поздно.
Свежие комментарии