Татьяна вошла в свою гостиную и сразу заметила на ковре коробку пластилина. «Когда в вашем доме всего два ребенка, причем один из них — грудной младенец, то, обнаружив в комнате разбросанный пластилин, вам не нужно быть лейтенантом Коломбо, чтобы определить, кто его сюда принес», - объясняет Татьяна.
Татьяна разыскала свою трехлетнюю дочь и спросила: «Это ты оставила пластилин в гостиной?» Маша отрицательно покачала головой. Возмущенная Татьяна расценила поведение Маши как ложь, поскольку запретила дочери приносить липкую массу в гостиную.Дети не рождаются лжецами, они прибегают к обману не потому, что хотят досадить окружающим или манипулировать ими. Дети младшего возраста обманывают, как правило, по четырем причинам:
- Из-за боязни наказания.
- Из-за желания ощутить удовлетворение.
- Стремление подражать поведению взрослых.
- Пытаясь сделать желаемое действительным.
Маша поняла, что совершила ошибку, и перепугалась, когда мать принялась допытываться: «Это сделала ты?»
Если ответ вам известен, не стоит ловить ребенка на лжи. В подобной ситуации прежде всего разберитесь с самой провинностью (приносить пластилин в гостиную нельзя), а затем — с фактами лжи. Действуйте напрямую. Если вы спросите ребенка, почему он оставил пластилин в гостиной, он вряд ли найдет, что ответить. Вместо этого скажите: «Я просила тебя не играть с пластилином в гостиной, но сегодня обнаружила его на ковре. Значит, теперь ты два дня не получишь пластилина». Два дня — долгий срок для ребенка, а наказание заставит его понять: нарушение правил (запрета приносить пластилин в гостиную) влечет за собой неприятные последствия. Если ребенок солгал вам, разберитесь в случившемся, не откладывая. Заведите разговор о лжи. Можно сказать, что ложь рассердила вас сильнее, чем сам поступок, и рассказать ребенку сказку о мальчике-пастухе, который обманул жителей деревни, заявив, что на стадо напали волки. Смысл в том, чтобы объяснить ребенку: стоит раз солгать, и люди станут относиться к его словам с недоверием, а если ложь повторится, ему окончательно перестанут верить.
Попытайтесь выяснить, понимает ли ваш ребенок, что такое выдумывать, лгать или притворяться. Ребенок, утверждающий, что он сейчас видел Бэтмена, может просто выражать желание увидеть его. Мягко скажите: «Про Бэтмена ты придумал, правда?»
Иногда дети обманывают потому, что чувствуют, какого ответа вы ждете. Они говорят вам то, что, как им кажется, вы ждете. Они говорят вам то, что, как им кажется, вы хотите услышать. Мать, желающая, чтобы ее ребенок хорошо учился, постоянно засыпает его вопросами о том, знал ли он сегодня ответы на вопросы учителя. В конце концов ребенок начинает лгать, чтобы мать получила желанный ответ. Подчас, родители сами создают ситуации, в которых ребенок учится обманывать.
Кроме того, дети имитируют ложь. Они слышат, как окружающие их взрослые обманывают других взрослых, и подражают этому поведению. Бывает, дети понимают, что родители солгали им. Если вы говорите ребенку, что в магазине «кончились» игрушки, чтобы избежать бурного скандала, доверие ребенка к вам поколеблется, и в конце концов он окончательно перестанет вам верить. Взрослые способны уловить разницу между «святой» и реальной ложью, но малышам такие тонкости непонятны.
Доверие детей к нам — ключевой элемент, благодаря которому они привыкают говорить правду. Одна мать, услышав крик грудного сына, бросилась в спальню и обнаружила, что у кроватки с виноватым видом стоит старшая сестра малыша. «Что случилось?» - спросила мать. «Я укусила его», - просто ответила девочка.
Однажды, видя, как девочка пересчитывает пальчики малыша, мать с трудом сдерживала гнев и страх, понимая, как легко старшая сестра способна причинить вред брату. Но на этот раз мать подумала: «Она сказала мне правду. Если я начну отчитывать ее, подниму крик или даже шлепну за эту правду, она научится лгать»
вместо этого мать терпеливо объяснила правило: старшие дети могут недолюбливать, даже ненавидеть младших, но ни в коем случае не должны причинять им вред. Затем мать велела девочке одной вернуться в комнату малыша и извиниться. Целью этого поступка было проявить доверие к ребенку.
У родителей истина отнимает гораздо больше энергии, поскольку детям могут не понравиться ваши ответы на вопросы. Подозревая, что ребенок отреагирует на их слова слезами, родители испытают искушение солгать. Чтобы создать близкие, доверительные взаимоотношения с ребенком, родители должны терпимо относиться к подобным сценам, не выбирая путь наименьшего сопротивления, и давать детям точные, но краткие объяснения.
Вот дополнительные советы, которые следует помнить, пытаясь отучить детей от лжи:
- Рассматривайте эпизод с ложью как подходящий случай, когда можно заложить основы воспитания честного ребенка.
- Не называйте ребенка вруном, поскольку дети часто пытаются соответствовать подобным ярлыкам вместо того, чтобы изменить недозволенное поведение.
- Избегайте разговоров об обмане в присутствии детей, например: «Я не скажу жене (мужу), сколько потратил на...»
- Не участвуйте в «заговорах», которые учат детей лгать. К примеру, не говорите: «Мы поедем отдыхать и заберем тебя из школы, а твоему учителю скажем, что ты заболел». Такие слова умаляют значение школы и поощряют ложь в корыстных целях.
- Случайно подслушанная ложь, к которой дети прибегают, чтобы выставить себя в благоприятном свете перед родителями или сверстниками, не является поводом для публичного обслуживания. Разберитесь с ней позднее.
- Наказывая детей за ложь, постарайтесь не вызвать у них чувство никчемности или презрения к самому себе. Правильное воспитание способствует изменениям, а не негативным чувствам.
- Слишком часто возникающая необходимость защищаться заставляет задуматься над тем, что говорят вам люди. Одно дело — доверять ребенку, и совсем другое — прятать голову в песок.
- Прорепетируйте свою реакцию на ложь заранее, чтобы быть во всеоружии, когда это случится.
Свежие комментарии