Правильный светодизайн – понятие субъективное, сравнимое с оценкой красоты или моды. На счет первой не спорят, а вторая – вечно ускользает. И, тем не менее, берега и маяки в океане светодизайна имеются, причем весьма четкие. По крайней мере, касающиеся его технической части. Современный уровень освещения достигается довольно сложными решениями, которые не терпят ошибок.
Ниже приводятся только некоторые из них, – так сказать, вершина айсберга.Наиболее грубая ошибка, которая может быть допущена световым дизайнером, – это неправильный светотехнический расчет, в результате которого осветительное оборудование работает некорректно, либо нарушается запланированная интенсивность света.
Сегодня есть возможность программно рассчитывать освещение, однако полностью полагаться на программу нельзя. В любом случае нужно учитывать технические особенности конкретного осветительного оборудования. Многие передовые светодизайнеры даже при большом опыте работы полагаются только на практику. Они утверждают светильник в проекте только четко понимая как он будет работать в конкретной обстановке, в заданных условиях. И это очень правильный подход, хотя и не самый простой. Таким образом, светодизайн становится сродни ручной настройке рояля, которая всегда лучше цифровой. Какой бы точной ни была аппаратура, а конечный потребитель музыкального звука – ухо. В случае светодизайна – зрение человека, причем смотреть нужно не на монитор, а непосредственно на освещаемый объект.
Еще одна ошибка технического плана – стремление удешевить смету проекта освещения за счет применения низкокачественных светильников. Работать с таким оборудованием зачастую сложно. С определенными проблемами связана и его эксплуатация. Дешевые светильники могут не выдерживать температурные режимы, разгерметизироваться, разрушаться под воздействием ультрафиолета и заставлять часто менять лампы. Но главное – их внешний вид оставляет желать лучшего. А ведь эстетика в светодизайне имеет первоочередное значение.
Цветовая температура, а именно ее правильный выбор и согласованность всех источников света – вот настоящий вызов для светодизайнера. Казалось бы все просто: одно помещение – одна цветовая температура. Однако, где же при таком «раскладе» место игре световых нюансов, из которых и ткется полотно светодизайна? Причем, одна и та же цветовая температура по-разному ведет себя в зависимости от цветового окружения.
Используя эффект отражения и смешения цвета можно добиться уникальных эффектов, а можно превратить все в ужасную световую какофонию. Последнее, пожалуй, и будет ошибкой, избежать которой можно только при помощи интуиции и хорошего вкуса. Но этим двум, к сожалению, нигде не учат!
Отсутствие генеральной концепции светодизайна так же можно считать ошибкой, поскольку результат в таком случае будет непредсказуемо плохой. Концепция помогает осмысленно играть светом и развивать свою мысль в нужном направлении. Наличие концепции ведет к гармонии, а ее отсутствие – наоборот. Концепцию может задавать сам интерьерный стиль, как, впрочем, и создаваемое настроение и атмосфера. В поиске концепции максимально проявляется талант дизайнера. Остальное – детали.
Наконец, еще одна ошибка сугубо творческого характера – чрезмерное усложнение проекта. Иногда светодизайнеры настолько увлекаются иллюминацией, что превращают объект в подобие светового аттракциона. В итоге теряется изящество светотени, красота протуберанца, игра контрастов, не говоря уже об утилитарных функциях освещения. В то же время техническая часть отягощается шлейфами проводов и серьезными монтажными работами. Поэтому в светодизайне, как и в изобразительном искусстве, важно вовремя остановиться.
Свежие комментарии